Бюджет для граждан – «спутник» закона о бюджете

22 октября 2014 г., среда
Бюджет для граждан –
«спутник» закона о бюджете
 
Интервью с директором Департамента бюджетной политики Минфина России И.А. Соколовым
 
В условиях ограниченных бюджетных возможностей и возросших внешних рисков одним из основных приоритетов бюджетной политики является повышение эффективности управления общественными финансами. Граждане должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются эффективно, приносят конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. В этой связи крайне важная роль отводится вопросу обеспечения прозрачности и открытости данных о бюджете. 30 сентября т.г. в Государственную Думу внесен законопроект о бюджете. Объем бюджета, измеряемый в количестве страниц, принципиально меньше не становится – все больше пояснительных материалов готовится вместе с ним. Такой массив информации доступен только для профессионалов.
В связи с этим вопрос: А что делается для того, чтобы он стал понятнее для граждан?
Ответ: Начиная с прошлогоднего бюджетного цикла Минфин России возобновил практику опу­бликования основных положений проекта феде­рального закона о бюджете в формате «Бюджета для граждан» (БДГ).
Основной целью «Бюджета для граждан» яв­ляется предоставление населению актуальной ин­формации о бюджете и отчете о его исполнении в объективной, заслуживающей доверия, доступной и простой для понимания форме. В этом смысле мы рассматриваем бюджет для граждан как «спутник» закона о бюджете.
При этом выгоды для гражданина вполне очевидны: он получает информацию о социальных услугах государства, о бюджетных приоритетах, возможность реализации функции общественного контроля за расходованием бюджетных средств. Он может пользоваться этой информацией также и в учебных целях.
Общественные организации, органы власти, эксперты, использующие в своей работе данные о бюджете, получают не только доступ к информации для более достоверного анализа бюджетных тенденций и выявления финансовых приоритетов государства, но и возможность расширения рынка экспертно-консалтинговых услуг.
С позиции государства имеются выгоды в форме информирования граждан о принимаемых решениях, обеспечения прозрачности, открытости бюджетного процесса, вовлечения граждан в про­цесс принятия управленческих решений.
В конечном счете вся эта работа направлена на повышение доверия населения к деятельности государства.
 
В.: Насколько «Бюджет для граждан» повторяет информацию, представленную в рамках внесенного законопроекта? Можно ли его в таком случае назвать квинтэссенцией проекта закона о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов?
О.: Дело в том, что при формировании бюджета есть мероприятия, повторяющиеся из года в год. В то же время в каждом бюджете существуют и свои новации в зависимости от сложившейся экономической и геополитической ситуации, например совершенствование механизмов под­держки региональных бюджетов или изменение подходов к управлению резервами Правительства Российской Федерации.
Поэтому в «Бюджете для граждан» сочетаются желания кратко рассказать основную сущность бюд­жетной политики на среднесрочную перспективу и в то же время остановиться подробнее на отдельных, общественно значимых статьях расходов бюджета, что не позволяет равнозначно охватить все стороны деятельности государства.
 
В.: Вы сказали о возобновлении практики формирования «Бюджета для граждан». Был ли у Минфина опыт опубликования аналогичных документов раньше?
О.: Да, был. Такую практику Минфин начал еще в 2005 г. с представления одновременно с проектом закона о бюджете Основных результатов и направлений бюджетной политики на 2006–2008 годы. К слову, тогда этот документ получил высокую оценку у международных экспертов, оценивающих открытость бюджетов в разных странах.
Второе дыхание этому процессу придало озвученное в рамках Бюджетного послания на 2014–2016 годы поручение Президента Российской Федерации о необходимости ежегодного формиро­вания бюджетов для граждан на всех уровнях власти. Однако опубликованный в прошлом году БДГ не смог полностью оправдать наши ожидания, чему было несколько причин.
Во-первых, прошлогодний БДГ отличает избыточная тяжеловесность – в нем довольно трудно ориентироваться читателю.
Во-вторых, в прошлогодней версии БДГ практически не был реализован принцип ориентиро­ванности на целевые группы. При этом отмечу, что ни тогда, ни в настоящее время практически нет документов, в которых объемы бюджетных расходов подавались бы через призму целевой ау­дитории, на которую они ориентированы. В этом году мы постарались придать документу целевую «окраску», т.е. показали, для кого государство осуществляет конкретные направления своей деятельности.
Наконец, в-третьих, опыт публикации прошлогоднего БДГ показал, что не все каналы его распространения были задействованы. Кроме того, отсутствовал достаточный уровень обратной связи для граждан, возможности повлиять на бюджетный процесс. На наш взгляд, это связано с отсутствием информации о его публикации и со сложностью восприятия.
Говоря другими словами, в текущем году мы постарались извлечь уроки из прошлого опыта и подготовить качественно новый документ как по своему формату, так и по сути.
 
В.: Насколько наша практика формирования документов такого рода соответствует международной?
О.: За рубежом существуют разные способы по­дачи информации о бюджете. Чаще всего основной ее массив размещается на специализированных порталах или официальных сайтах ведомств и включает в себя нормативные материалы, которые сопровождают бюджетный процесс, основные параметры бюджета, аналитические и разъяснительные материалы и многое другое.
Кроме того, в таких странах, как ЮАР, Новая Зеландия, Австралия, Великобритания и в ряде других, БДГ издаются значительным тиражом в виде небольших буклетов – от 4 до 10 страниц, которые содержат самые общие характеристики бюджета или отдельных, наиболее значимых изменений. При этом основной акцент в таких материалах делается на визуализации данных.
В отличие от зарубежного опыта процесс составления бюджетов для граждан одновременно за­тронул все уровни бюджетной системы Российской Федерации. Причем в некоторых регионах России он реализуется уже на протяжении многих лет, например в Краснодарском крае – с 2005-го, в Крас­ноярском – с 2008-го, в Алтайском – с 2010 года. Успешно такая работа ведется и на уровне муниципальных образований.
Более того, в последнее время в регионах и на муниципальном уровне активно развивается целый ряд инициатив по вовлечению граждан в бюджетный процесс. Это и народный бюджет, и партисипаторное бюджетирование. В этих направлениях имеется огромный потенциал развития.
Разумеется, при подготовке нашего варианта БДГ мы постарались учесть все лучшее, что есть в международной и отечественной региональной практике, и надеемся, что результаты нашей де­ятельности положительно скажутся на динамике Индекса открытости бюджета, рассчитываемого Международным бюджетным партнерством.
 
В.: Как реально будет осуществляться обратная связь?
О.: Реализуя формат взаимодействия с обществом, мы понимаем термин «Бюджет для граждан» шире, чем отдельный документ. Мы рассматриваем БДГ в качестве одного из конструктивных элементов целостной системы «сквозной открытости» деятельности государственных органов, которая включает в себя:
                 повышение информационной открытости и «понятности» действий органов власти;
                 предоставление органами власти открытых данных;
                 обеспечение прозрачности и подотчетности государственных расходов, закупок и инве­стиций;
                реализация эффективной системы общественного контроля и т.п.
Одной из приоритетных и технически сложных задач является формирование и последующее оперативное обновление массива данных по бюджетам всех уровней бюджетной системы страны. Речь идет о буквально энциклопедических объемах информации, что, соответственно, не может быть реализовано в относительно кратком документе, на бумаге. Вот почему будущее БДГ мы связываем с развитием Единого портала бюджетной системы Российской Федерации, который призван стать основным инструментом, обеспечивающим про­зрачность и открытость бюджетов всех уровней бюджетной системы, бюджетного процесса и финансового состояния публично-правовых об­разований.
Для обеспечения обратной связи с пользователями «Бюджета для граждан» на портале пла­нируется организовать модерируемые форумы и периодические тематические опросы. Доступными для пользователей должны стать возможности сопоставления информации о бюджете по разным реги­онам, целевым группам, проведение аналитических расчетов. Кроме того, в рамках портала будут функционировать различные приложения, способные заинтересовать широкую аудиторию. Например, воспользовавшись «Бюджетным калькулятором», любой желающий может по своему усмотрению попробовать распределить финансовые ресурсы по различным статьям бюджета и оставить свои пред­ложения по оптимизации бюджетных расходов. Вниманию граждан будет представлен бюджетный календарь, игра-симулятор бюджетного процесса, различные конструкторы открытых данных.
Что касается обратной связи по параметрам федерального бюджета, то, естественно, мы рассчиты­ваем на общение с экспертами на рабочих группах, семинарах, круглых столах, чтобы разъяснять им свою позицию, идеологию, а в ответ ожидаем полу­чить их рекомендации и предложения.
 
В.: В чем заключается особенность «Бюджета для граждан» 2015–2017 годов? На что в нем следует обратить внимание?
О.: В этом году мы решили отказаться от изложения стабильных, повторяющихся из года в год позиций. К примеру, таких как бюджетная терминология, нормативно-правовая база, информация об исполнении отдельных длящихся расходных обязательств. Мы сосредоточились на расходах, имеющих общественный резонанс и представляющих интерес для максимально широкой аудитории.
В БДГ будет несколько блоков информации в разрезе основных направлений деятельности госу­дарства по выполнению своих функций и оказанию услуг населению, таких как обеспечение нового качества жизни, поддержка экономики, сбалансированное региональное развитие, каждый из которых рассчитан на свою целевую аудиторию.
Как нам представляется, многим гражданам, независимо от их принадлежности к социальным группам, будет интересно узнать, сколько бюджетных средств выделяется на поддержку малого и среднего бизнеса, как стимулируется развитие инновационной экономики на государственных предприятиях, как мы планируем повышать открытость данных о расходах ведомств.
Публикация БДГ на сайте Минфина – первый этап продвижения документа, по результатам которого мы хотим услышать мнение специалистов, экспертов, собрать замечания, касающиеся документа – от наполнения данными до стилистики текстов, от визуализации информации до качества дизайна.
На втором этапе, после того, как закон о бюджете будет принят, мы выпустим окончательную версию БДГ, с уточненными данными, и учитывающую замечания и предложения независимых экспертов.
Наша задача – обеспечить информационную поддержку окончательному варианту БДГ. Мы пред­полагаем это сделать с помощью наших коллег из регионов, а также рассчитываем на продвижение документа по всем каналам деятельности Открытого правительства.
Таким образом, впереди предстоит трудная, но интересная работа…
Илья Александрович, остается пожелать Вам удачи! Мы с нетерпением ждем возможности позна­комиться с результатами Вашей работы.
 
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International