Законопроект о бюджете подготовлен к рассмотрению в первом чтении

15 октября 2021 г., пятница

Законопроект о бюджете республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов прошел процедуру рассмотрения в парламентских комитетах по профильным направлениям и подготовлен для рассмотрения в первом чтении. Сегодня на заседании Комитета по бюджету, налогам и финансам было принято сводное заключение по законопроекту, в котором учтены предложения и замечания всех комитетов Государственного Совета. 

Подготовка сводного заключения – важный этап бюджетного процесса. Именно этот документ подводит итоги широкого обсуждения основного финансового закона республики. Законопроект о бюджете был рассмотрен на парламентских слушаниях, а также обсуждался на республиканском совещании с представителями всех муниципалитетов. «Бюджет на трехлетний период одобрен всеми комитетами и рекомендован для рассмотрения в первом чтении, - сообщил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, открывая заседание, - экономика республики «встает на привычные рельсы», думаю, исполнение бюджета будет не менее плановых показателей. Доходы бюджета увеличиваются на 20 млрд. рублей, расходы – на 24 млрд. рублей по сравнению с 2021  годом. Рост идет по семи отраслевым направлениям».   

С докладами о прогнозных показателях развития экономики республики и основных параметрах бюджета выступили первый заместитель министра экономики Олег Пелевин и министр финансов Радик Гайзатуллин.    

В основу проекта бюджета республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024  годов заложены следующие показатели социально-экономического развития:

•        рост валового регионального продукта на 3,6% в 2022 году, на 3,1% в 2023 году и  3,4%  в 2024 году;

•        рост индекса промышленного производства на 3,4% в 2022 году, на 3,7% и  4,0%  в плановом периоде;

•        рост реальной заработной платы на 2,7% в 2022 году, на 2,9%   в 2023 и 2024 годах;

•        рост индекса потребительских цен на 4 % в 2022 году, на 4 % в плановом периоде;

•        экспортная цена на нефть:  56,2 доллара за баррель в 2022 году,  54,8 и 54,2 доллара за баррель в плановом периоде;

•        курс доллара: 71,8 рублей в 2022 году, 72,6  и 73,6  рубля в плановом периоде;

•        инфляция ежегодно 4 % в прогнозном периоде.

По прогнозным оценкам Министерства экономики, темп роста ВРП в 2022 году составит 3,6%. Причем, 35% данного роста – вклад промышленного производства, 19% – сельского хозяйства, 17% – торговли, и 6% – строительства. Индекс промышленного производства в 2022 году, согласно прогнозу, увеличится на 3,4% по сравнению с 2021 годом.

Министерству экономики еще предстоит ответить на вопрос, как скажется введение QR-кодов на экономике республики. Он прозвучал сегодня на заседании.    

В 2022 году доходы бюджета республики, по прогнозу, составят 294,8 млрд. рублей (по сравнению с первоначальными плановыми показателями 2021 года больше на 7,3 %), расходы – 305,7 млрд. рублей (по сравнению с 2021 годом  больше на 8,5 %). Дефицит – 10,9 млрд. рублей (полностью приходится на республиканский бюджет, муниципальные бюджеты бездефицитны).

«Бюджет напряженный, поскольку дефицит имеется, но выполнимый», - так министр финансов Радик Гайзатуллин охарактеризовал бюджет-2022.  

На протяжении ряда лет  наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налоги на прибыль, доходы физических лиц, акцизы и имущество организаций, составляющие более  80% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов.

Как отметил Радик Гайзатуллин, сумма поступлений налога на прибыль в 2022 году прогнозируется в размере 90,2 млрд. рублей, налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет – 93,4 млрд. рублей, из них в республиканский бюджет – 65,5 млрд. рублей. Прогноз поступления общей суммы акцизов на 2022 год в республиканский бюджет составляет 37,9 млрд. рублей, в том числе акцизы на алкогольную продукцию и спирт – 10,9 млрд. рублей, пиво – 12,9 млрд. рублей. Сумма поступления акцизов на нефтепродукты в бюджет РТ на 2022 год оценивается в размере 14,1 млрд. рублей. Поступления налога на профессиональный доход в 2022 году оцениваются в сумме 510,9 млн. рублей.  

В 2022 в республиканский бюджет, по прогнозу, поступит 5 млрд. 126 млн. рублей неналоговых доходов. Безвозмездные поступления от федерального бюджета учтены в сумме 48 млрд. 593,7 млн. рублей.

Расходы республиканского бюджета в целом, по мнению депутатов, сбалансированы. Вместе с тем, парламентарии внесли ряд предложений в законопроект о бюджете, отразив их в сводном заключении комитета.

В частности, депутаты считают необходимым рассмотреть вопрос выделения дополнительных средств на обеспечение лекарственными препаратами граждан с орфанными (редкими) заболеваниями, оперативное лечение больных катарактой, организацию долечивания (реабилитацию) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортного учреждения, обеспечение отдельных категорий граждан бесплатным зубопротезированием, техническое обслуживание высокотехнологичного медицинского оборудования, в том числе его ремонт и закупку расходных материалов.

В дополнительном финансировании, по мнению депутатов Госсовета, также нуждается организация тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, капитальный ремонт зданий детских домов и школ-интернатов, строительство спортивных залов в городских школах, модернизация пищеблоков в школах и оснащение их необходимым оборудованием. Отдельного внимания также требует развитие спортивной медицины.

Много вопросов у парламентариев возникло по поводу размера зарплат бюджетников. Депутаты предложили, по возможности, рассмотреть вопрос увеличения заработной платы работников бюджетных организаций, не вошедших в программу «майских указов» (медработники, специалисты учреждений молодежной политики, дополнительного образования), а также спортивных тренеров.

Кроме того, депутаты предлагают внести изменения в нормативы для определения объема субвенций муниципальным бюджетам, увеличив финансирование исполнения муниципалитетами собственных и переданных им государственных полномочий.

Ряд дополнительных вопросов депутаты озвучили и сегодня. В частности, Альмир Михеев отметил, что вступили в силу новые нормы СанПиН о минимальном количестве работников пищеблоков в школах в зависимости от численности обучающихся. В ряде школ штат придется увеличивать. Так, по словам Альмира Михеева, только Казани дополнительно потребуется 215 млн. рублей. «Этот вопрос есть, и он прорабатывается, сегодня пока рано говорить о каких-то цифрах», - ответил Радик Гайзатулин.

Все предложения в ближайшее время направят в Правительство республики, и они должны быть учтены в дальнейшей работе над бюджетом. Не исключено, что ряд предложений будут оформлены в виде поправок ко второму чтению.   

Заключение Счетной палаты по бюджету, с предварительными материалами которого ознакомил заместитель Председателя Счетной палаты Альберт Валеев, в целом положительное. Республиканский бюджет по доходам и расходам, по оценке ведомства, в целом сбалансирован.  

Одновременно с бюджетом республики обсуждается и бюджет Территориального фонда ОМС. В 2022 году доходы составят 63,8 млрд. рублей, расходы – 63,9 млрд. рублей. Дефицит составит 84,9 млн. рублей. Законопроект о бюджете ТФОМС на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов также подготовлен к первому чтению.

Как отметила директор ТФОМС Алсу Мифтахова, динамика роста расходов сохраняется ежегодно. В следующем году значительно (на 1 млрд. рублей) увеличится финансирование профилактических мероприятий, в том числе углубленной диспансеризации граждан, перенесших коронавирусную инфекцию. Расходы увеличены также на реабилитацию таких пациентов. Изменения предстоят и в финансировании оказания высокотехнологичной медпомощи. В республике заложены средства на оказание около 40 видов высокотехнологичной помощи, которые затрагивают 6 медицинских профилей. «В целом увеличивается финансирование всех видов медицинской помощи», - заключила Алсу Мифтахова.

На заседании комитета был также рассмотрен законопроект о внесении изменений в статью 3 республиканского закона о налоге на имущество организаций. Документ предусматривает освобождение от налогообложения имущества организаций, реализующих инвестиционные проекты по строительству или модернизации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления. Данные инвестпроекты должны быть отобраны по результатам конкурса, проведенного в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

Согласно законопроекту, налоговые льготы предоставляются в отношении имущества, приобретенного для реализации инвестиционного проекта. Налоговая льгота предоставляется, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, на срок действия договора о реализации инвестиционного проекта, но не более чем на 15 лет.

Все рассмотренные сегодня законопроекты профильный комитет рекомендовал включить в повестку дня ближайшего заседания Госсовета.  На заседании комитета были рассмотрены и другие вопросы.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International