Минфин предложил сбалансировать бюджет за счет «социальных» статей

17 сентября 2014 г., среда
Проект федерального бюджета на 2015–2017 годы правительство может рассмотреть на заседании в четверг, сообщают РБК в Белом доме. Из проекта документа, опубликованного вчера, следует, что чиновники не решились на кардинальные налоговые меры и готовы профинансировать только самые необходимые дополнительные расходы: Крым, региональные дорожные фонды, сельское хозяйство, развитие московского транспортного узла, – и пополнить антикризисный фонд. Большая часть расходов покрывается за счет сокращения «социальных» статьей.
Правительство при работе над проектом бюджета не отказалось от поддержки экономики, однако нашло средства только на самые необходимые статьи, которые появились после присоединения Крыма и последовавшим за этим ухудшением геополитической и экономической ситуации (см. врез). Найдены средства на ФЦП по развитию Крыма и Севастополя, московский транспортный узел, региональные дорожные фонды, оказание господдержки сельскому хозяйству и на увеличение антикризисного резерва.
Резерв можно будет использовать в случае негативного развития сценария в экономике, пояснил вчера заместитель министра финансов Алексей Лавров. Без учета остатков 2014 года он оценен в 64 млрд руб. Минфин будет предлагать перевести остаток неиспользованного антикризисного резерва 2014 года на следующий год, тем самым увеличив объем резерва. Всего на дополнительные расходы в бюджете учтено 581,1 млрд руб., больше, чем ранее озвучивали федеральные чиновники. Основная часть расходов приходится на 2015 год.
При разработке бюджета пока удалось избежать введения «громких» налоговых инициатив – повышения НДС и НДФЛ, а также внедрения налога с продаж. Минфин учел большой налоговый маневр в нефтяной отрасли, увеличение налога на дивиденды с 9 до 13%, повышение ставок акцизов на табачную продукцию, водного налога, платы на пользование водными объектами и платы за использование лесов. Также в проекте учтен акциз на природный газ, экспортируемый по газопроводу «Голубой поток».
Против введения налога с продаж выступает бизнес и финансово-экономический блок правительства. Их аргументы такие: налог не приведет к увеличению доходов основных нуждающихся в финансовой поддержке регионов (основным бенефициаром введения налога является Москва), кроме того, «разгонит» инфляцию.
От повышения НДС и НДФЛ пока решено отказаться, чтобы не повышать нагрузку на налогоплательщиков. У правительства «пока еще есть» возможность не повышать налоговую нагрузку на экономику, сообщил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович на конференции Американской торговой палаты (AmCham). «Обсуждение налоговых вопросов продолжается, хотя мы пытаемся сделать все, чтобы не прибегать к увеличению, в том числе введению новых налогов», – сказал он.
Скрытые резервы
Как следует из материалов Минфина, бюджет предлагается сбалансировать в основном за счет «социальных» статей – внебюджетных фондов, пенсий работающих военных пенсионеров, индексации зарплат чиновников, работников в социальной сфере и науке, а также за счет отказа финансировать РФПИ (см. врез). Также Минфин предлагает учесть продление моратория на перечисление пенсионных накоплений НПФ в 2015 году. Общая экономия на этих расходах оценена Минфином в 699,7 млрд руб.
Основные меры по обеспечению сбалансированности уже вызвали критику со стороны вице-премьера Ольги Голодец. Вчера на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений она обвинила Минфин в использовании несогласованных на совещании в понедельник с премьер-министром Дмитрием Медведевым решений. Она выступила против изъятия средств из профицита Фонда социального страхования (55 млрд руб.) и Фонда обязательного медицинского страхования (140 млрд руб.). Также Голодец потребовала учесть субсидии на детские сады, которые не попали в расчеты.
Майские указы важнее роста
Замминистра финансов Алексей Лавров вчера заявил, что самые главные решения уже приняты и проект бюджета сформирован «в полном соответствии с бюджетным законодательством» – после незначительной корректировки он будет готов к внесению в Госдуму. Он не исключил, что некоторые цифры еще будут корректироваться вместе с неизбежной корректировкой макропрогноза. Основная особенность нынешнего бюджета, по мнению Лаврова, в «резко обострившейся политической и экономической неопределенности, которая налагает дополнительные риски на все эти параметры». Но при этом он гарантировал исполнение майских указов президента и госпрограмм.
Судя по параметрам, бюджет на следующие три года позволяет только «заткнуть дыры, которые образуются по политическим причинам, а также профинансировать проекты, у которых сильные лоббисты», говорит РБК глава Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. В текущих условиях оптимальная стратегия – это «минимизация потребностей финансирования», сказал вчера глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин на конференции AmCham. «Как только внешние шоки перестанут влиять на экономическую ситуацию и мы приблизимся к установленным целям по инфляции, откроется дорога для экономических стимулов», – уточнил он.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International